Скоро выйдут Fedora 25 и openSUSE 42.2

Релиз Fedora 25 запланирован на 15 ноября, а openSUSE 42.2 — на день позже. На самом деле, оба этих дистрибутива я тестирую уже около месяца, установив ещё бета-версии. У меня есть некоторые наблюдения, которыми я хочу поделиться.

Fedora

25

Это очень достойный и довольно стабильный дистрибутив, который прекрасно подойдёт для домашнего использования, если вы возьмёте не официальную версию, а сборку от проекта Russian Fedora — в ней уже добавлены дополнительные репозитории, кодеки и прочие штуки, которые в обычной Федоре нужно проделывать вручную. Даже если вы не собираетесь использовать Федору как основную систему, её всегда полезно иметь где-нибудь под рукой (в виртуальной машине или на отдельном жёстком диске/разделе), потому что Федора — это всегда самая новая версия рабочего стола Gnome, передовая и самая стабильная работа новой графической системы Wayland, надёжная и стабильная поддержка UEFI и Secureboot в инсталляторе, огромный выбор стороннего ПО через систему Fedora Copr и многое другое.

Вместе с тем, пользоваться Fedora 25 Beta как основной системой затруднительно, потому что многие проекты в Copr пока не делают сборок для версии 25, многие инструменты, вроде Fedy, тоже пока поддерживают только версии Fedora вплоть до 24-й. Короче говоря, надо просто немного подождать.

В середине октября моя Russian Fedora 25 Beta вдруг перестала обновляться и вообще видеть сервера обновлений. Я догадался заглянуть на страницу состояния инфраструктуры Федоры и увидел там много красного цвета. Инфраструктура всего проекта «лежала» примерно 2 часа по вине урагана «Матфей», который вызвал наводнения и обрыв электропередач в местечке Raleigh, где и расположен дата-центр Fedora Project. Казалось бы, Fedora умеет искать местные зеркала своих репозиториев во всех частях мира, однако сам список зеркал всё равно сначала подтягивается из США. Так что при использовании стандартных настроек пакетного менеджера DNF, работоспособность Russian Fedora всё равно критично зависит от американских серверов.

openSUSE

plasma-5-8-widgets

Предыдущий релиз 42.1 мне откровенно не понравился — он был очень «сырым» и стал более-менее хорошим только через пару-тройку месяцев, когда большинство проблем разработчики наконец решили. Я использую openSUSE ещё со времён версии 10.2 и могу сказать, что за прошедшее время было много как хороших, так и неудачных релизов —  в этом смысле проект openSUSE остаётся непредсказуемым. Правы были те пользователи, которые не стали обновляться до Leap 42.1 и остались на отличных версиях 13.1 и 13.2. Но похоже, что грядущий выпуск 42.2 получится исключительно удачным. За месяц активного использования я остался очень доволен качеством и производительностью системы. Пожалуй, стоит перечислить достоинства и некоторые выявленные недостатки в openSUSE 42.2.

Достоинства:

  • Традиционно лучший инсталлятор из виденных мною. Логичный, удобный, стабильный — оно и не мудрено, ведь готовили его изначально для платной версии SUSE SLE:
  • Приятный в использовании и очень производительный рабочий стол Plasma5;
  • Огромный набор дополнительного ПО в системе openSUSE Build Service (OBS). Здесь много энтузиастов из сообщества openSUSE поддерживают свои сборки пакетов, и тут есть практически всё;
  • Пакетный менеджер Zypper, который, на мой взгляд, гораздо мощнее любого apt или urpm*. На моей практике мне удавалось легко и изящно откатывать систему к предыдущему состоянию после обновления из «левых» репозиториев, используя Zypper. Сломать пакетную систему в openSUSE практически нереально — даже загубленную систему всегда можно вернуть в строй, вычистив её от ненужных наслоений;
  • Интересные возможности бэкапа и версионирования системы благодаря файловой системе Btrfs. В последний раз я тестировал Btrfs ещё с openSUSE 13.1, и тогда меня неприятно удивила низкая производительность этой ФС на десктопе. С тех пор я всегда форматировал корневой раздел для openSUSE в ext4, но недавно я решил поставить 42.2 RC на отдельный жёсткий диск и оставил в инсталляторе настройки по умолчанию — они-то и предлагают всегда Btrfs. В итоге, установленная система показалась мне очень быстрой, и теперь мне больше не хочется менять Btrfs на ext4. Кстати, недавние тесты показывают, что Btrfs не так уж и отстаёт от конкуренток;
  • Самый удобный способ установки обновлений, что я когда-либо видел. В системном лотке Plasma5 сидит значок обновлений, который подаёт сигнал о новых версиях пакетов. Достаточно всего двух щелчков мыши — и обновления тут же скачиваются и устанавливаются!

Недостатки:

По мелочи всегда набираются ошибки, которые хоть и не сильно влияют на общее впечатления о системе, но раздражают. Так, при выходе (log out) из Plasma5 эта самая Плазма сначала замирает на пару секунд, потом с ошибкой перезапускается, и лишь после этого сеанс завершается. Есть надежда, что это исправят в ближайших выпусках Plasma 5.8.х, так что нужно просто подождать обновлений. В остальном, некоторые программы всё равно приходится собирать вручную (KEncFS, KNemo), но их немного. Русификация Plasma5 в целом на «четвёрку» — чуть похуже чем в Rosa Fresh, но мелкие огрехи не сильно портят жизнь.

Самое главное — openSUSE 42.2 ещё до своего выхода оказался очень стабильным и пригодным для использования дистрибутивом, который я могу рекомендовать всем, кто интересуется Linux.

7 Responses to Скоро выйдут Fedora 25 и openSUSE 42.2

  1. Аноним:

    Александр, мы активно пообщаемся после выхода SuSe 42.2…:-)

  2. Вит:

    Здраввствуйте Александр!
    Интересно было прочесть обзор и ваши наблюдения. Действительно 42.1 очень сыроватая была, с нетерпением ждал релиза 42.2, расчитывая, что исправится основной баг в моей по крайней мере системе, но увы.
    Может быть вы поможете советом? У меня система не перезагружается, не выключается, не работает ни спящий ни ждущий режимы.
    Ребут или выключение зависают до бесконечности, ошибка одна и таже: Failed umount /var/log. Сперва пенял на то, что возможно не сочетаются ФС, корень на btrfs, а /home на xfs. Однако затем загружался с флешки с gparted и история с зависание повторилась.
    Может быть вы сможете помочь каким либо советом?

  3. Вит:

    Спасибо Александр! Но я этот метод уже испробовал, никакого результата…буквально 3 месяца назад на этом же ноуте стояла 13.2 и не было проблем. ума не приложу

  4. На живой флешке всего скорей тоже BTRFS, так что это не показатель. Вам нужно провести расширенную диагностику. Установите систему на /dev/sda1 (если MBR), либо на /dev/sda2 (если EFI, sda1 с FAT нужен для /boot/efi). Для корня всегда выбирайте Ext4. Не нужно делать отдельный раздел для /var !
    Затем попробуйте добавить Storage=volatile в файл /etc/systemd/journald.conf. Если эффекта нет, то попробуйте вообще отключить службу журналирования: # systemctl disable systemd-journald.service

  5. Вит:

    Александр, вот спасибо приогромное!!! Может кому-то будет полезно, все решилось заменой значения Storage=auto, на Storage=volatile в /etc/systemd/journald.conf.

  6. На здоровье 🙂

Оставьте комментарий