Когда слова теряют смысл

Современный русский язык отражает реалии нашей жизни. Эти реалии во многом определяются возведением денег в разряд единственной высшей ценности. Соответственно, ценным провозглашается только то, за что люди готовы платить. Деньги как ориентир, цель и краеугольный камень нашего быта очень сильно смещают восприятие привычных вещей, и это приводит к интересным эффектам. Один из них таков: утрата некоторыми словами их смысла путём обесценивания и выхолащивания предметов/явлений, стоящих за этими словами.

Проще показать это на простом и понятном примере. Слово «юмор» происходит от латинского humor — «влага». Когда-то имелось в виду, что связанные с юмором чувства — смех, умиление — вызывают у слушателей переживания и влагу в глазах. Шутить специально, на заказ, люди стали ещё в древние времена, но в ХХ веке появилась индустрия юмора, то есть демонстрация шуток как способ извлечения прибыли из слушателей/зрителей. Поначалу термин стенд-ап обозначал импровизацию, когда человек вставал (stand up) и рассказывал что-то завлекательное. Со временем импровизацию заменили на озвучивание шуток, которые автор заранее приготовил. Со стороны изменилось только одно: шуток на единицу времени стало больше — всё ради эффективности, ради денег. Но эта «эффективность» столкнулась с естественным ограничением шутить много и постоянно: живой человек так не может. Поэтому модель монетизации юмора потребовала, чтобы выступающий озвучивал шутки, написанные коллективом авторов. И теперь озвучивающие шутки актёры могли шутить интенсивно и почти бесконечно, а их менеджеры — дороже продавать эфирное/концертное время. Логическим завершением данной эволюции стенд-апа является следующий плакат:

87492_big

Сидящий на кортах человек рядом с надписью «стоять» — это очень символично. Картинка не соответствует названию так же как и сам концерт смыслу изначального жанра. Для того чтобы скрыть фальшь, вместо перевода жанра автору поместили издевательскую транскрипцию.

Реклама

One Response to Когда слова теряют смысл

  1. Это большая и серьезная тема, но иллюстрация к месту.
    Меня всегда умиляют рекламные баннеры/вывески при входе, или на машинах ритуальных услуг)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: