Новая жизнь старого Мака — часть 1

Изначально я не собирался описывать всю эту историю, но так сложилось, что сразу несколько человек, послушав меня, сказали, что из моего рассказа получилась бы отличная статья. Какой она в итоге выйдет  —  посмотрим, а пока я перейду к самим событиям.

Ещё в бытность студентом, на меня произвёл большое впечатление компьютер Power Mac G5  —  огромный алюминиевый красавец, работающий под ОС, которая тоже выглядела сногсшибательно. Тогда покупка нового “мака” мне не светила вообще никак, ибо масштаб денег в моём кармане больше соответствовал понятиям “доширак”, “компакт-диск” и “первые 5 секунд звонка бесплатно”. К слову, мой тогдашний компьютер имел внутри Duron 850 и работал под первой версией Fedora Core. Сейчас, спустя 13 лет, я по-прежнему предан этой системе как самому лучшему Linux, но речь тут пойдёт не о пингвинах, а о яблоках.

Так вот, год назад я привычно просматривал ленту объявлений на “Авито” и наткнулся на Power Mac G5. Состояние хорошее, стоит 5 т.р. Надо брать, подумал я. От прочих представителей античного компьютерного железа этот мак отличался заметно большей ликвидностью: во-первых, даже если возня самой OS X и старыми комплектующими мне надоела бы, его шикарный корпус можно всегда переделать под обычный PC (инструкций на ютубе море); во-вторых, я напомню, что Power Mac G5  —  это почти 20 кг высококачественного анодированного алюминия, который всегда можно выгодно продать. В общем, я почти ничего не терял. Я позвонил владельцу, договорился о покупке и в назначенное время приехал забирать системник. Помимо самой покупки, единственную вынужденную трату мне пришлось сделать спустя 10 минут, так как компьютер оказался реально очень тяжёлым, тащить его на себе было невозможно и кроме как на такси увезти его было не на чем. Ну да это ерунда…

Внешний вид системного блока — твёрдая пятёрка!

Внешний вид системного блока — твёрдая пятёрка!

И вот в моём распоряжении оказался Power Mac G5, модель 7,2 выпуска 2003 года. Удивительно, что спустя столько лет эта машина не только выглядела как из будущего, но и работала вполне сносно. Предыдущий владелец нарастил память до 4,5 Гб и поставил самую новую из возможных версий OS X  —  10.5.8 Leopard. Я быстро выяснил, что на этой самой версии Apple прекратила поддерживать архитектуру PowerPC и быстро-быстро перескочила на Intel. Я посмотрел в интернете выступление ещё не отощавшего в 2005 году Стива Джобса, где он говорил о проблеме “performance per watt”. Если вкратце, то там речь шла о том, что процессоры IBM Power 970, которые трудились в том числе и в моей машине, очень много потребляли электричества, выдавая юзверю не самый убедительный результат.

Мне хватило первых двух дней работы с системой, чтобы убедиться в полной правоте покойного ныне Джобса. Мой G5 имел два процессора, работающих на частоте 1,8 ГГц, которые были закрыты массивными радиаторами (ещё больше алюминия!). Весь системный блок был поделен яблочными инженерами на 4 термозоны, а всего вентиляторов было 9. Эти самые инженеры клятвенно обещали Джобсу, что шуметь новый мак не будет, а скорость всего и вся будет зашкаливать, но правда оказалась несколько иной. По моим оценкам, два процессора G5 в плане производительности примерно соответствуют одному Intel Core Duo первого поколения, но потребляют они намного больше и греются, соответственно  —  тоже. В результате, при возникновении более-менее ресурсоёмкой задачи, мак начинал завывать и ассоциировался с истребителем, который будто бы прогревал двигатели перед взлётом. Девять вентиляторов — это не шутки, а настоящая ветряная ферма! Впрочем, рано или поздно “продувка” всё таки охлаждала нутро мака, и умная система всегда отключала шумное охлаждение…

Далее я расскажу об особенностях эксплуатации Power Mac G5 в 2016 году  —  кому, зачем и для чего это может быть полезно, а также, что именно мне удалось (и не удалось сделать).

Продолжение здесь.

3 комментария на «Новая жизнь старого Мака — часть 1»

  1. Давид:

    То есть Вы всё таки считаете лучшим дистрибутивом Федора?

  2. Точнее RFRemix — это Федора с дополнительными кодеками и приложениями. Второй системой у меня стоит Роса с Plasma5, но я не вижу перспектив у этой системы, она в последнее время не развивается толком.

  3. Давид:

    Понятно.

Добавить комментарий

