Случай первый

За последнее время произошло два случая, связанных с адекватной стоимостью товаров и услуг. Случай первый: моя бывшая одногруппница и очень хороший специалист по издательскому делу спросила меня, нет ли у меня на примете какого-либо автора, который хотел бы опубликовать свою рукопись. Девушка работает в издательстве BHV и составляет план на издание книг, вот и прощупывает почву. Все авторы, которых я знаю, уже имеют договоры с издательствами, поэтому особо ничего я ей предложить не смог. Но зато в процессе беседы я выяснил, сколько может заработать в BHV внештатный литературный редактор (думал, может себе взять халтуру). Процитирую:

«Расценки такие: 1 усл. п. лист — 180-200 рублей. Как условно-печатный лист считать помнишь? Если книга формата 60х90 1/16, то кол-во стр. нужно разделить на 16. Если книга формата 70 х100 1/16, то разделить на 16 и умножить на 1,29.
Пример. Взяла книгу, которая была под рукой. 70х100 1/16, 416 стр, посчитала, получилось 6037 руб.»

Если кто не знает, то отредактировать целую книгу — это достаточно трудоёмкая работа. Если текст «хороший», т.е. ошибки однообразные и их мало, а редактор имеет возможность работать по 5-6 часов в день (чистого времени, и без выходных), то иногда можно успеть и за неделю. Но это исключение, скорее. Гораздо чаще подобная работа занимает месяц и больше. Два, три месяца — это нормально. И вот, предлагается за такую работу получить 6037 р. При этом издательство делает вид, что это деньги адекватные; хмурит брови, напоминает о том, что мотивация редактора должна быть не денежная, да и к тому же сам факт работы с крупным издательством в Санкт-Петербурге — это престиж и высокий статус. Чем-то напомнило Макдональдс.

Разумеется,  редактор не должен думать только о деньгах, но это правило справедливо только тогда, если оплата достойная. Если же деньги издевательски смешны, то чего ради браться за труд? Неужели литературное редактирование (а также научное и техническое) так мало стоят? Отнюдь. Обратимся к интернетам:

Литературное редактирование и рерайт.

Стоимость данного вида работ зависит от «удобоваримости» исходного текста и его объема, соответственно она колеблется от 4 до 6 у.е. за 1000 знаков, либо от 100 до 250 у.е. за проект при больших объемах.

http://www.procopy.ucoz.ru/index/0-4/

Можно ли дешевле? Можно. Вот Алекс Экслер ищет редактора и предлагает такую ставку:

…Оплата 500 руб. за 1 авторский лист (40 000 печатных знаков), либо 600 в случае достаточно сложного текста. Деньги выплачиваются в течение месяца после выхода тиража книги из типографии (не после сдачи рукописи). Предпочтительно Петербург и Москва, но также вполне успешно издательство работает с регионами.

http://forum.exler.ru/index.php?showtopic=161093&st=0#entry22029070

Можете почитать комментарии на это: люди дают понять, что оплата неадекватна. Но даже жадный представитель «избранного народ» Экслер представляется очень щедрым по сравнению с издательством BHV, если предположить что авторский лист примерно равен условно-печатному (на самом деле разница всегда есть).

Естественно, даже малоопытный редактор не будет вкалывать месяц-два за 6 т.р., но я могу хотя бы объяснить причины, по которым издательство не хочет платить больше. Во-первых, в себестоимости современной российской книги около 75% — это расходы на бумагу и печать. Потому что дорого. Остальные 25% включают в себя все расходы издательства, включая зарплаты специалистам. Плюс, ещё хочется немного заработать. Издательство может и хотело бы продать книгу подороже, и тогда получилось бы достойно оплатить работу всем участникам, но беда в том, что дорогую книгу никто не купит. Более того, даже дешёвую беллетристику покупают плохо. Кто-то читает с компьютера, кто-то — с «читалки» или планшета, и таких людей всё больше. По этой причине в книжном магазине можно наблюдать одну и ту же картину: яркие обложки снаружи и серая противная бумага внутри. Потрёшь её пальцем —  и в воздух взлетает эскадрилья из наночастиц какого-то дерьма. Экономят они на бумаге, видите ли. Но всё равно, отрасль загибается: полиграфические компании зарабатывают на упаковке и рекламе, а книжные магазины — самые нерентабельные типы магазинов и неинтересные арендаторы для торговых центров. Я не думаю, что нужно ахать и делать из этого трагедию. Наоборот, когда такие издательства уйдут, уйдёт и эта издевательская оплата. Всё к лучшему, короче.

О втором случае — отдельным постом.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: