Возвращение к фетровой шляпе

Мои первые дистрибутивы Linux — Red Hat 9 и Mandrake 9.1, купленные в переходе метро. Сейчас, по прошествии 6 лет моей основной системой остаётся Fedora (суть тот же Red Hat), а в качестве резерва на втором винчестере стоит последняя Mandriva. За всё это время я перепробовал много-много дистрибутивов, но всё в итоге вернулось на круги своя. Может быть дело в привычке или в «первом опыте»? Вряд ли. Скорее просто объективное желание пользоваться самым лучшим и удобным дистрибутивом. Так вот: хочу вкратце рассказать, почуем именно федора и мандрива, а не что-нибудь ещё.

openSUSE

Когда-то суся была немецкой и называлась просто SUSE. Считалось, что этот дистрибутив отличается немецкой аккуратностью, вниманием к деталям и профессиональностью. Это был коммерческий дистрибутив и его главной фичей был Yast — центр управления системой. В своё время всю фирму SUSE Gmbh купила американская Novell и открыла проект openSUSE, благодаря чему весь дистрибутив стал свободным и открытым. Насколько мне известно, основная разработка ведётся до сих пор в Нюрнберге, а старший менеджмент сидит в США.

Вроде бы тут всё хорошо, но мой переход на openSUSE с Fedora оказался неудачным. Я привык к тому, что федора содержит самый новый софт, сохраняя при этом стабильность всей системы. В сусе всё не так. Каждый релиз выходит и в течение срока поддержки обновляется, но новых версий программ среди обновлений нет. Например, сайт kde.org говорит нам, что текущая стабильная версия KDE — 4.3.2, но мы не найдём её в репозитории обновлений openSUSE. Как быть? Проект openSUSE предлагает нам технологию one-click-install, которая без лишних усилий подключает к системе дополнительные репозитории. Можно поставить практически любую программу, причём самой новой версии. И вот тут система начинает трещать по швам. Ясно, что новый софт из дополнительных хранилищ оттестирован недостаточно, причём девелоперы просто учитывают не все зависимости пакетов. По мере возни с этим One-Click система превращается в лоскутное полотно, где оригинальные пакеты с установочного DVD разбавляются скачанными из разных мест. Интересно, что некоторые пакеты могут быть одновременно в нескольких хранилищах, поэтому когда я смотрю, скажем, на библиотеку QT4, то Zypper предлагает мне 5-6 очень похожих версий из разных мест. Версии могут отличаться в четвёртом или пятом знаке, но это важно, т.к. с одной версией у меня есть сегфолты, с другой — нет. Вернее есть, но другие🙂 Так я вернулся на федору.

Ubuntu

Долгое время я её просто игнорировал. Не люблю коричневый, не особо восхищаюсь Африкой. Потом поставил 9.04. Порадовала отточенность, простота, допиленность Гнома и шикарная документация в интернете. Ubuntu — номер один в рейтинге Distrowatch и все возможные вопросы по этой системе уже заданы и разжёваны много раз. Ubuntu очень быстр и имеет прекрасный менеджер пакетов Synaptic, который суть морда к консольному apt-get. Дебиановская пакетная система определённо удобнее и явно быстрее RPM и Yum, тут спорить не буду.

Я использовал Ubuntu где-то месяц и потом она меня окончательно достала. Во-первых, на 64-битной системе не так-то просто поставить 32-битный пакет. Графические оболочки, вроде того же синаптика, уходят в глухую оборону и просто не дают поставить пакет — не наша архитектура, видите ли. Поставить всё таки можно, но руками (через dpkg) и с принудительным игнором архитектуры. Нужны зависимости? Руками их ставим, руками… Потом была проблема с Firefox. Ubuntu 9.04 поставляется с версией 3, и тех, кто хочет поставить версию 3.5, ждёт… параллельно поставленный в систему браузер Shiretoko со своей символикой и отсутствием локализации. Но и это было терпимо. Однако забота Ubuntu о конечных пользователях оказалась навязчивой. Я захотел пересобрать ядро и поставить проприетарный драйвер Nvidia, скомпилировав его вручную. Всё вроде бы вышло, но на следующий день система сама скачала и установила новое ядро, а драйвер оставила мне старый. В результате — runlevel 3 и куча ругани в адрес солнечной Африки.

В принципе, я конечно придираюсь и главной причиной ухода с убунты было ощущение того, что слишком много делается «под капотом», то есть скрытно и незаметно для пользователя. Ubuntu достаточно далеко ушла от классического Debian. Здесь много патчей в ядре, много исправлений в Гноме, много того, что называют flavor.

Mint

Тут мне сказать получится немного, так как на минте я провёл всего 2 недели. Итак, Linux Mint позиционируется как допиленная в Ирландии и покрашенная в зелёный цвет Ubuntu. У минта свои репозитории, но это не мешает ему быть на 100% совместимым с убунтой. Не совсем понятно, насколько этот дистрибутив самостоятелен, особенно после посещения его сайта, который оказался обычным блогом. Мда. В общем, за эти две недели я понял, что того самого Flavor в минте очень и очень много. К слову, меня порадовало то, что минт запоминает таблицу маршрутизации и восстанавливает её при следующей загрузке. Где-то сидит незаметный скрипт, который всё это помнит. Это удобно. Но вот то, что в минте не работает apt-get build-dep, стало для меня неприемлемым. Искать пакеты вручную? Ну уж нет.

Mandriva

Этот дистрибутив, в бытность свою ещё Mandrake’ом, порадовал меня своим классным центром управления, который, в отличие от яста, был ещё и быстр (правильно, потому что это perl). Потом было слияние с Connectiva и новое имя — Mandriva. Не знаю, насколько там сейчас активны бразильцы, но в последние несколько лет мандриву активно допиливают и помогают разрабатывать у нас в Питере. Тут нужно конечно учесть мой личный опыт: так сложилось, что с этим дистрибутивом у меня почти не было никаких трудностей. Всё работало и не отваливалось. Почему я не использую Mandriva каждый день? Не знаю. Не нравятся мне пятиконечные звёзды и беспомощные сплэш-скрины и всё тут🙂

Ещё я немного юзал генту и слаку. Буду краток: ощущение такое, как будто пересел из БМВ в самосборный автомобиль. Едет быстро, но на кочках трясёт…

В федоре меня радует и ещё такой момент, который напрямую к системе не относится, но на мой параноидальный выбор влияет. Дело в том, что у компании Red Hat, которая до сих пор патронирует проект Fedora, стабильно хорошая репутация, как сейчас, так и в прошлом. Если Novell испачкала руки сомнительными сделками с Microsoft, Mandriva S.A. банкротилась и уволила своего основателя, а Марк Шатлворт не спешит исключать Mono из своей убунты, то к «красной шапке» не придерёшься.

Так что переходить куда-либо с федоры пока не хочется.

Один комментарий на «Возвращение к фетровой шляпе»

  1. Alex:

    Я тоже как использовал Debian до работы в SuSE так и продолжаю его использовать. Ничего плохого в этом не вижу. Более того, я использую так же и *BSD системы, что, казалось бы, должно ностарожить тех, кому я советую GNU/Linux вообще %)

    Парочка недочетов: раньше фирма называлась SUSE Linux AG, и только после покупки стала SUSE Linux Products GmbH.
    Разрабатывается дистрибутив в основном в Нюрнберге и Праге.

    Ну а что касается one-click-install, то я сам этой фитчей не пользуюсь и солидарен с тобой, что она еще сыровата.

Добавить комментарий

