От KDE к GNOME

KDE 4 sucks

Когда-то давным-давно, году в 2004, я был пользователем KDE 3.x и нисколько не сомневался в правильности своего выбора. Гномики и КДЕшники вяло переругивались между собой, время от времени срываясь в холивары, но правда была на стороне KDE. Именно «кеды» были наиболее функциональным десктопом для Linux. Функционал дополнялся высокой скоростью, отточенной стабильностью и широчайшими возможностями по настройке. В то же время, GNOME всегда попахивал комплексом «недо-макоси» и выглядел слишком простым — настолько, что даже Линус Торвальдс наслал на него своё проклятие и указал всем труъ-линуксоидам путь в светлое KDE-шное будущее. Нет, правда, простота Гнома наводила на мысль, что целевую аудиторию разрабы считают дураками. Дураком быть не хотелось.

Помню, что вскоре после выхода Fedora Core 2 журнал CHIP опубликовал небольшой обзор её рабочего стола, коим по дефолту был GNOME 2.6. Тогда автор похвалил гном, ему показалось что там «все на своём месте». Мне же это показалось дикостью: во второй Федоре я сразу же поставил себе кеды и был доволен.

Ситуация поменялась осенью 2007 года, когда Linux Format предложил всем, кто желал быть на острие атаки, попробовать предварительный релиз KDE 4. Я тогда был на OpenSuSE и поставил себе нестабильные пакеты с номером 3.80 или как-то так. Нет, я конечно был в курсе того, что четвёртые кеды не есть продолжение третьих и что разрабы решили сделать всё по-новому, использовав крутые технологии вроде Phonon, Plasma и новые фичи QT4. Поставил > поюзал > снёс. Ладно, подождём релиза (теплилась надежда, что за месяц-другой всё исправят). В январе 2008 года вышел KDE 4.0, который продолжал оставаться очень красивым, но совершенно кривым и, самое главное — нефункциональным. Стандартных приложений не хватало, а те, что были, явно проигрывали своим собратьям из KDE 3. В ответ на недоумение общественности, сайт kde.org заявил, что 4.0 адресован красноглазым девелоперам и что обычные люди могут продолжать сидеть на 3.5. Стабильность и прочую полноценность пообещали в версии 4.1, а лучше — в 4.2.

С тех самых пор я честно пытался перейти на KDE 4, с энтузиазмом встречая каждый новый релиз. Каждый раз я терпел фиаско и откатываля к Гному, который за это время похорошел и завоевал мои симпатии. Сейчас, провозившись несколько дней с KDE 4.3.1, я решил его снести и дальнейшие попытки прекратить. Просто стало жалко своего времени. Что, собственно говоря, мне нужно было от KDE? Вот примерный список:

— субъективную скорость работы с интерфейсом, не уступающую таковой в Windows;

— возможность работать с эффектами kwin без ущерба производительности и функционалу (например, играть в OpenGL-игры на полном экране);

— полный набор приложений на QT4, включая офисный пакет;

— безглючность и предсказуемость поведения приложений.

    Теперь конкретно о глюках и косяках, которые меня в итоге довели. Amarok 2 в разных своих версиях то не может вывести текст песни (отваливался lyricwiki), то не играет shout cast, то просто не отображает коллекцию (глюк с sqlite). Ладно, переживём. А что с офисом? KOffice вроде бы был неплох в версии 1.6, но его порт на QT4 и версия «2.0» абсолютно неюзабельны: куча дебага в фоновом режиме, отсутствие русской локализации и проверки орфографии — ну и т.д. Теперь про эффекты kwin. У меня карта Radeon x1950 Pro, которая отнесена компанией ATi/AMD в разряд легаси и потому мне приходится пользоваться открытым драйвером ati. OpenGL работает (Mesa), glxgears даёт где-то ~4300 fps (для разрешения 1680х1050 это совсем не плохо) и компиз со всеми свистелками летает. Но не kwin, который заметно подтормаживает на таких операциях как изменение размера окна и сворачивание его в панель.

    Что касается скорости, то в последних версиях KDE она явно улучшилась, но всё равно не дотягивает до того же GNOME. Меня не столько интересуют бенчмарки, сколько такие штуки, вроде скорости создания миниатюр в Dolphin и Nautilus, скорость навигации по файловой системе, скорость открытия меню и прочее — то есть вещи, которые можно оценить «на глаз».

    По поводу интеграции с GTK2: стало быстро ясно, что несмотря на всю крутизну KDE, мне никуда не деться от OpenOffice.org, GIMP, Rawstudio, Audacity и много чего ещё. Чтобы унифицировать Look’n’Feel я собрал тему IaOra из мандривы для qt4 и gtk2, потом поставил gtk-qt-engine и настроил всё нужным образом. Вроде бы эта тема закрыта, но не спешите расходиться. Как вам сплэш-скрин KDE, который гаснет не в рабочий стол, а в черноту? Разобрался — внёс небольшой хак в kdeglobals, пофиксил. Открываю Amarok, а он не играет музыку — вообще никакую. Оказалось, что поломался Phonon, который иногда глючит с Pulseaudio. Отключил pulseaudio, направил вывод напрямую на alsa.

    И так каждый день — то Plasma отвалится, то пойдут сегфолты у Akonadi, то ещё что-нибудь. При этом я абсолютно точно уверен, что с железом у меня всё в порядке, что все нужные пакеты поставлены, что все эти пакеты стабильны и по идее были протестированы авторами KDE. И конфликтов в настройках у меня нет, и права на файлы и папки стоят нормально и что моими кривыми руками все описанные глюки не объяснишь. Значит кривые руки у кого-то другого.

    Раньше мне не хотелось полностью переходить на Гном по разным причинам. Например мне сильно не хватало KPPP всё то время, что я сидел на мобильном интернете. Не хватало нормального музыкального плеера, который был бы также хорош, как Amarok 1.4. Потом, в KDE 3 была шикарная интеграция OBEX с Konqueror и я мог без проблем залезать на свой телефон по Bluetooth. В Гноме всего этого когда-то не было, но, оглядываясь назад, я вижу как много поменялось за последние пару лет. Недостаток KPPP вполне заменил NetworkManager-pptp, блютус в Гноме работает в полную силу и даже с такими понтовыми штуками как Blues Proximity. В кедах же блютус пришёл в упадок, никакого OBEX’а там нет, поддерживаются только беспроводные мыши/клавиатуры/наушники. За последние пару лет появился Songbird, были допилены Banshee и Rhythmbox, и сам Гном оброс огромным количеством усовершенствований: в Наутилусе отображаются превью для RAW-файлов, можно записать DVD двумя щелчками мыши. В общем, всего не перечислишь.

    Ну и вдобавок сам Линус Торвалдьс назвал KDE 4 «стихийным бедствием» (disaster) и перешёл на GNOME. Чего и я вам желаю🙂

    7 комментариев на «От KDE к GNOME»

    1. Poul:

      U are right.

    2. godlike:

      Угу. Вы мой брат-близнец.
      Поставил openSUSE 11.2+KDE 4.3.1.
      Ядро — золото, DE — война с оформлениями, сегфолтами, тормозами.
      Вернулся обратно к openSUSE 11.0+KDE3, потому что в 11.2 нет нормальных репов для KDE3.
      Начотдела у меня на Гном перешел и мне советует..
      А на гном перейти не могу, ибо Опера рулит, а она только куте.
      Что мне делать =((((

    3. Godlike, если ставишь Opera QT4, то в гноме она подхватывает тему GTK2. Это новая фича QT4.
      openSUSE 11.0+KDE3 — одобряю. Несмотря на формальное устаревание, один из лучших релизов. KDE3 — вообще песня, если прогнать prelink, то скорость работы взлетает.

    4. Alex:

      А есть еще группа хакеров, которые делают продолжают разрабатывать KDE, а не пишут «попробовал — фигня… ну и снес нафиг». Которые отслылают багрепорты, которые кодят, и делают пожалуй самый крупный open source проект… лучше.
      Чего и вам желаю😉

    5. Саня, да я не против🙂. Если кде-шники осилят нормальное Quality Assurance, допилят уже эту долбаную плазму, допилят зависимости пакетов в сусе, то я с удовольствием перейду на него. А сейчас ситуация такая, что если на установленные KDE 4.4 я ставлю пакеты из беты 4.5, то в половине случаев KDE жестоко глючит, если он вообще стартует. Гораздо чаще — просто ошибка ksmserver. И это притом, что пакеты исправно тянут зависимости, не жалуются на ошибки, типа всё хорошо. Когда уже будут нормальные kwin-эффекты для Ati Catalyst? Продолжать много ещё можно. Я не кодер, а переводчик и KDE 4 я хочу просто ПОТРЕБЛЯТЬ. Если KDE 4 будет хорош — буду его хвалить и продвигать, нет — так нет.

    6. Alex:

      Ок, посмотрим на openSUSE 11.3. Осталось полтора месяца.

      И да… добавляй только stable репы!!! %)

    7. Ок, я тоже жду 11.3. Не в последнюю очередь благодаря тебе было много новостей о том, как вы в Германии круто продвинулись с KDE4, конференции по плазме делали, всё такое. Надеюсь, что релиз будет качественным!

    Добавить комментарий

